Главная » Новости » Лента новостей
 

ЛОЖЬ ИЛИ ФАНТАЗИЯ? ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ГОВОРИТ НЕПРАВДУ

236

В какой-то момент, пожалуй, все родители сталкиваются с тем, что ребенок что-то утаил или соврал. Когда это случилось один раз, тревожится не стоит, а если повторяется постоянно, стоит задуматься. О природе детской лжи корреспондент 1prof.by поговорила с детским психологом Гродненского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» Ольгой Шафалович.

– В каком возрасте ребенок начинает понимать разницу между правдой и вымыслом, врать осознанно?

– Маленький ребенок развивается через фантазирование, познает окружающий мир через сказки, мультфильмы и еще не отделяет реальность от выдумки. Этот возраст заканчивается примерно к шести годам, в младших классах мальчики и девочки начинают понимать, где фантазия, а где реальность, хотя еще и не до конца (полностью этот путь они пройдут к годам 10). Стоит отметить, что фантазирование никак нельзя назвать ложью – это очень важный этап, проходя который, ребенок развивается, приспосабливается к действительности. За это малыша ни в коем случае не должны наказывать.

– Как провести грань между обманом и склонностью фантазировать?

– Сначала анализируем возраст. Если это дошкольник, скорее всего, имеет место фантазирование. Важно обратить внимание на то, насколько ребенок погружен в вымышленный мир. Если очень глубоко, это может свидетельствовать о том, что малыш не удовлетворен реальностью, его что-то травмирует и у него не получается иначе приспособиться, поэтому дошкольник начинает создавать более комфортный «аналог» действительности. В практике есть примеры, когда дети 6-7 лет выдумывают себе друзей, рассказывают невероятные истории о своих путешествиях. Правильная позиция в такой ситуации – мягкое разграничение вымысла и реальности. Например, родители могут называть фантазии определенным образом: «А теперь давай сочиним сказку» или «А теперь давай поиграем». При этом взрослым нужно помочь преобразовать окружающий мир в более позитивный, убрать травмирующие факторы. Запрещать ребенку фантазировать я бы все же не стала (когда в этом исчезнет необходимость, малыш сам откажется от выдумок). Другое дело, если ребенок после 7 лет начинает добавлять к своим историям ложь в прямом понимании этого слова, например, когда его спрашивают, делал ли что-то, а он говорит, что не делал; когда спрашивают, брал ли чужое, а он говорит, что не брал. Тогда необходима работа с психологом.

– Почему собственно дети начинают врать? Говорят, что основная причина такого поведения – слишком острая реакция взрослых на проступки или завышенные требования. Это в самом деле так?

– Да, это в самом деле так. Но каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально. Родители, общаясь с ребенком, должны выявить причину.

  1. Слишком строгие запреты в семье или их большое количество. Порою родители осознанно или нет выдвигают очень высокие требования к ребенку, а чем больше требований и запретов, тем сложнее маленькому человеку приспособиться к окружающей действительности. Множество «табу», наложенных, казалось бы, из лучших побуждений, давят. В таком случае ложь – самый простой способ совладать с трудной реальностью. Родителям нужно понимать, что все требования и ограничения должны быть разумными, иначе они теряют смысл.
  2. Желание казаться лучше. Когда ребенка не принимают, он начинает фантазировать, что где-то был, что-то видел, чем-то обладает, например, папа подарил ему дорогую игрушку и отвез на выходных в парк развлечений, а по дороге туда они встретили известного спортсмена. С помощью вранья ребенок пытается занять в коллективе более важное место и поднять свою самооценку. Оно может быть направлено на сверстников, воспитателей или преподавателей либо адресовано всем вокруг. В такой ситуации взрослым стоит чаще говорить о том, что ребенок ценен сам по себе, что он молодец в каких-то своих достижениях (находить их и подчеркивать), при этом мягко указывать, когда он говорит неправду.
  3. Страх наказания. Если ребенка в семье серьезно наказывают, например, в современных реалиях надолго (две-три недели или месяц) лишают интернета, он начинают врать, чтобы избежать наказания. Мы не говорим о том, что ребенка вообще никак нельзя наказывать, а о том, что наказание должно быть небольшое по времени, ни в коем случае не оскорбляющее ребенка и дающее ему возможность переработать свой поступок и пойти дальше. Например, лишить ребенка интернета на день и акцентировать внимание на том, что это время он должен направить на исправление сделанного, в том числе с моральной (этической) стороны.
  4. Желание соответствовать ожиданиям взрослых. Некоторые родители видят своего ребенка великим шахматистом, балериной, футболистом. Как правило, взрослые в такой ситуации реализуют какие-то свои неосуществленные детские желания или мечты либо мечты своих родителей (бабушки и дедушки ребенка). Не понимая, что их сын или дочка не обладает теми талантами, как правило, сами косвенно подталкивают ребенка к вранью. Он не хочет, разочаровав близких, потерять родительскую любовь, быть отвергнутым.
  5. Копирование взрослых. Родители сами не замечают, как недосказывают правду или искажают ее. Например, мама говорит по телефону, что папы дома нет, а папа в соседней комнате. Ребенок это видит и косвенно воспринимает, как норму. Такая двойная система морали сбивает его с толку: мама говорит, что ему врать нельзя, и при этом сама врет. Дети очень прямолинейны, восприимчивы и взрослым надо стараться быть искренними, честными и нести ответственность за свои поступки.

– Есть ведь так называемая «ложь из вежливости». В духе «все очень вкусно» или «мне очень понравился твой подарок» …

– Поговорить на эту тему с ребенком стоит, дождавшись определенного возраста. Первоклассник начинает понимать общеэтические требования (нельзя брать чужое, нельзя обзываться и т.д.). В это время и можно объяснить подобные тонкости. Например, если бабушка подарила не тот подарок, который он хотел, не стоит выражать недовольство. Нужно сказать: «Спасибо, мне было приятно твое внимание». Такие моменты очень тяжелы для осознания ребенка, он не может дать им полную оценку, поэтому мы должны разобрать с ним каждую ситуацию отдельно.  И здесь мы не называем такие слова ложью, а говорим, что это поддержка бабушки, нежелание ее расстроить. При этом объясняем, что взять чужое и промолчать, чтобы «не расстраивать бабушку», нельзя, это не тот случай.

– Есть какие-то особенности в поведении подростков?

– В подростковом возрасте ребенок ищет внимание. Он может «тестировать» различные виды деятельности, например, пойти на плавание, позаниматься каратэ, а потом бросить, потому что волевые усилия еще не совсем сформированы. И здесь тоже может присутствовать ложь как способ приспособиться и как способ получить внимание взрослых, потому что потребность соответствовать ожиданиям родителей в этом возрасте еще велика. Она начинает уходить на второй план к 14-17 годам, когда наступает старший подростковый возраст. И здесь причины лжи становятся уже другими: это ложь ради благополучия, ради выгоды. В этот период ребенок начинает больше общаться со сверстниками, отделяться от родителей. Он может соврать маме и папе для того, чтобы те оставили его в покое. К этому возрасту родителям стоит отнестись с пониманием: если ложь не частая, то следует просто принять, что ребенок проходит непростой период, что у него перестройки в организме, гормональные бури, эмоциональная нестабильность, и по возможности сопровождать его. Если ложь становится патологической в этом возрасте, когда формируется характер, требуется работа с психологом.

Елена КАЯЧ

Фото из открытых интернет-источников